Морихей Уэсиба. Биография.

Морихей Уэсиба — один из наиболее выдающихся представителей в истории боевых искусств XX века. Его мастерство считалось непревзойденным при жизни, а после смерти обросло многочисленными историями и легендами.

Основатель Айкидо

Основатель Айкидо — Морихэй Уэсиба (1883 — 1969)

Морихей Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабэ, префектуры Вакаяма. Его мать принадлежала к одной из ветвей клана Такеда — знаменитого самурайского рода, в котором на протяжении нескольких столетий передавалось искусство айки–дзюцу дайто–рю. Отец Уэсибы был зажиточным землевладельцем, в собственности которого находилось два гектара земли. Морихэй Уэсиба был четвертым ребенком и самым младшим в семье.

В раннем возрасте он очень увлекся темой религии, начал изучать классические труды конфуцианства и буддистские писания в храме секты Сингон. Молодого парня настолько захватили и увлекли чудесные истории священника Кобо Дайси, что его начали преследовать постоянно повторяющиеся сновидения. Это, естественно, обеспокоило родителей Морихэя, которые, чтобы как то отвлечь его от одностороннего увлечения религией, всячески поощряли любую физическую активность сына, в том числе занятия плаванием и сумо.

Морихэи Уэсибы

Место рождения Морихэи Уэсибы

Окончив начальную школу в возрасте тринадцати лет Морихей Уэсиба был зачислен в местную среднюю школу, но не закончив обучения поступил в счетный Институт Йосиды. После получения диплома, ему удалось поступить на работу в налоговую службу города, где его основным занятием была оценка земель. В 1902 году Морихэй уволился из налоговой службы и переехал в Токио, где собирался открыть собственное предприятие по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями. Так как организация своей компании требовала некоторых затрат времени и денег, поначалу Уэсиба решил поработать в фирме одного из своих родственников коммивояжером и параллельно начал заниматься в школе боевых искусств Тендзин Синто рю Дзю-дзюцу под руководством Сабуро Тодзава. Спустя несколько месяцев Морихей Уэсиба заболел болезнью бери-бери и был вынужден взять паузу в занятиях, вернувшись в Танабэ.

Вскоре после возвращения домой он женился на Хацу Итокаве, которую знал с детских лет.

В 19 лет Уэсиба пытался записаться добровольцем в армию. Однако его рост был ниже требуемых 157 сантиметров на 1,5 см, поэтому для того, чтобы пройти медицинскую комиссию, он висел на ветках деревьев с привязанным к ногам грузом. В итоге в армию он все-таки был принят и зачислен в 37-ой пехотный полк Четвертой дивизии в Осаке. После начала русско-японской войны Морихэй Уэсиба попал на фронт в чине капрала, за отвагу в сражениях получил звание сержанта и был рекомендован к поступлению в Национальную Военную Академию.В периоды затишья в военных действиях Морихэй посещал додзё мастера Масакацу Накаи в Сакае, где изучал дзю-дзюцу Ягю-рю школы Гото. В 1907 году Морихей Уэсиба отказался от продолжения военной карьеры и после демобилизации вернулся в Танабэ, где работал в семейном хозяйстве и параллельно возглавил молодежную ассоциацию в городе.

В это время городок Танабэ посетил молодой преподаватель дзюдо Киючи Такаги. Отец Морихэя Йороки предложил Такаги давать уроки для сына и местной молодежи. Преподаватель дал согласие, после чего часть семейного амбара была переделана под зал для занятий. Именно там основатель Морихэй Уэсиба с небольшой группой друзей начал осваивать элементы техники дзюдо Кодокан.

В 1910 году у Хацу и Морихэя родилась дочь Мацуко.

В это время Морихэй заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. После ознакомительной поездки на Хоккайдо он собрал группу добровольных переселенцев, с которыми в марте 1912 года начал путешествие в Сиратаки.

В те времена на месте нынешнего поселка Сиратаки располагалась пустошь с бедной почвой. За несколько лет Морихэю с единомышленниками удалось наладить деревообрабатывающее производство, выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. Уэсиба много времени уделял строительству посёлка, руководству общиной и бытовыми делами.

В 1915 году Уэсиба познакомился с известным мастером Дайто рю Айкидзюдзюцу, которого звали Сокаку Такеда. Морихэй был очень впечатлён демонстрацией техники и решил обучаться у Такеды. Спустя некоторое время Такеда вместе с семьей переехал в Сиратаки и там построил себе дом. Мастер Сокаку Такеда постоянно путешествовал по стране и давал множество семинаров. Иногда Уэсиба ездил вместе с ним в качестве ассистента и помощника. Предположительно, как раз во время поездок и происходило основное обучение Морихэя.

Сокаку Такеда

Сокаку Такеда

Сиратаки быстро разрастался в связи с расширением отрасли производства древесины. Но весной 1917 года случился сильнейший пожар, в результате которого поселок пришлось восстанавливать заново. Приблизительно через год после пожара Морихэй Уэсиба был избран в совет местного самоуправления. В июле 1918 года в семье Уэсибы родился сын, которого назвали Такемори, а через год на свет появился еще один ребенок – сын Кунихару.

В середине ноября 1919 года Морихэй Уэсиба получил известие о том, что его отец тяжело заболел. Беспокоясь о нем, Морихэй решил отправиться в далекое путешествие домой. Остановившись ненадолго в Киото, Морихэй узнал, что в близлежащем поселке Аябе живет основатель нового популярного религиозного учения Омото ке. Посетив учителя, которого звали Онисабуро Дегучи, Морихэй Уэсиба проникся идеями новой религии, основными идеями которой были умиротворение духа и возвращение к божественному посредством медитаций и физических упражнений.Для Омото ке характерны мягкость и ненавязчивость, неприятие насилия и исключительный пацифизм. Последователи Омотоке следуют принципу «через искусство к Богу», считая, что для достижения совершенства достаточно приобщиться к истинным культурным ценностям. Среди них всегда было много любителей каллиграфии, чайных церемоний, неспортивных видов единоборств. Много внимания в Омотоке уделяется медитации, как одному из эффективных средств достижения внутренней гармонии.

Онисабуро Дегучи

Онисабуро Дегучи

Морихэй глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омото ке и на протяжении последующих 8 лет проживал неподалеку от Аябэ, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. Также Уэсиба преподавал начала боевых искусств последователям Омото кё, и самостоятельно стал изучать технику копья.

К сожалению, первый год пребывания Морихэя в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей.

В течение первого года с помощью Онисабуро будущий основатель Айкидо оборудовал часть своего дома в зал для занятий, который впоследствии получил название «Академия Уэсиба». Постепенно программа обучения в Академии расширялась и усложнялась, в связи с чем росла популярность самого Уэсибы, как мастера боевых искусств. Вместе с тем увеличилось количество занимающихся, учиться приходили не только последователи Омото ке, но и военные моряки с базы Майдзуру.

Поселок Аябэ

Поселок Аябэ

11 февраля 1921 года власти устроили первую масштабную облаву на штаб-квартиру последователей Омото кё. Онисабуро вместе с несколькими учениками арестовали. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Уэсибы. В 1921 году родился сын Киссёмару.

В 1922 году Сокаку Такеда, который ненадолго переехал с семьей в Аябэ, вручил Морихэю Уэсибе инструкторский сертификат. Далее Уэсиба тренируется и преподаёт уже самостоятельно, оттачивая всё то, что смог получить от Сокаку Такеда. Сэтого времени зарождается новое боевое искусство, которое Морихэй назвал «Айки будзюцу».

В 1924 году Уэсиба принял участие в Монгольском походе, организованном Дэгучи. Основатель Омото ке убедил своих сторонников выдвинуться на поиски места для основания нового государства, объединяющего все азиатские народы. Экспедиция закончилась плачевно.Китайский военачальник Чжан Цзолин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду и были арестованы. Морихэя, Онисабуро и еще четырех участников экспедиции обвинили в шпионаже и приговорили к расстрелу. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. Избежать смерти и вернуться на родину им удалось только после своевременного вмешательства японских дипломатов.

После завершения похода в 1925 годуУэсиба вернулся в Аябэ, где пытался жить прежней жизнью, занимаясь сельским хозяйством и изучением боевых искусств. При этом в наибольшей степени его заинтересовали упражнения с копьем (со дзюцу) и мечом (кен дзюцу). В это же время Морихэй меняет название «айки-будзюцу» на «айки-будо». «Дзюцу» переводится как искусство и подразумевает усовершенствование техничных действий, практическую эффективность выполнения приемов. «До» трактуется как путь, по которому следует воин, совешенствуя свой дух и тело.

Морихэи Уэсиба

Морихэи Уэсиба (фото 1925 года)

С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Узнав о новом мастере, адмирал Исаму Такесита пригласил Уэсибу в Токио для того, чтобы тот продемонстрировал свои умения множеству сановников. Его выступление имело большой успех.

Весной 1926 года Уэсиба вновь приехал в Токио преподавать свое искусство. Еще год спустя он принял решение переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В 1930 году Морихэй поселился на вилле Усигоме в районе Вакамацу и начал сооружение собственного додзе, прозванного в последствие «дьявольским» за исключительную жесткость и интенсивность тренировок. Там его посетил основатель дзюдо Дзигоро Кано, который впоследствии отправил на занятия к морихэю двух своих учеников — Дзиро Такеда и Минору Мочидзики. В этом же году новое додзе посетил генерал майор Макото Мицура, по рекомендации которого Морихэй Уэсиба  в дальнейшем станет инструктором Военной Академии Тояма.

В 1931 году строительство главного додзе на восемьдесят циновок было завершено. Во время торжественного открытия залу для занятий было дано название «Кобукан». Следующие десять лет были периодом стремительного развития айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество талантливых учеников, в том числе и несколько женщин.

Примечательно, что хотя физическая сила в айкидо и не важна, тем не менее, ученики Морихея Уэсибы, равно как и сам мастер, были людьми далеко не слабыми. Сам основатель при росте всего лишь 155 сантиметров весил 88 килограммов.

в додзе Кобукан

Морихэи Уэсиба в додзе Кобукан (фото 1935 года)

Следующие несколько лет Морихей Уэсиба много путешествует по Японии, пропагандируя новое боевое искусство. Кроме школы Кобукан, он преподает в армейской школе Тояма, военно–морской академии, академии военной полиции. Выдающимися учи-деси (постоянными учениками) в это время становятся Сигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Сиода и Тегуми Хоси.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. В этот же год было принято решение о внесении айки-будо  в качестве обязательного предмета в программу обучения Полицейской Академии, где преподавал Уэсиба.

В 1941 году правительственная организация Бутокукай, которая объединяла все боевые искусства Японии , приняла айки-будо в свои члены. Считается, что именно с этого времени вместо названия «айки-будо» стало употребляться «айкидо».

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, Морихэй с женой переехал в Иваму, префектура Ибараги. Там под его руководством начали строить новый комплекс, основными строениями которого были святилище Айки и Айки Додзе. Строительство святилища было закончено в 1944 году, а Додзе было отстроено в 1945 году. В ходе Второй Мировой войны Морихэй Уэсиба занимался земледелием и обучал молодых людей из окрестностей.

Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, ученики Уэсибы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

После окончания Второй мировой войны айкидо стало приобретать характерную мягкость и плавность перемещений, поскольку Уэсиба начал переосмысливать свой взгляд на боевые искусства. Много внимания стало уделяться философским и духовным концепциям. Помимо занятий айкидо Морихей Уэсиба много времени уделял молитвам, медитациям, изучению религиозных текстов, занятиям каллиграфией. Довольно часто мастер проводил тренировки в форме лекций, где рассказывал ученикам о своём понимании айкидо и его связи с путём воина. За техническую часть и распространение айкидо в этот период жизни сенсея отвечали главным образом его основные ученики Коичи Тохэй и Киссемару Уэсиба.

Морихей Уэсиба утверждал, что в айкидо насчитывается около 3000 различных базовых техник, каждая из которых может выполняться в 16 вариантах, в зависимости от ситуации. Интересный факт:  Уэсиба не брал денег за обучение. Когда его ученики приносили ему месячную плату, он говорил, что не нуждается в ней. Тем не менее, он просил преподнести эти деньги духам (ками). Когда же ему были необходимы деньги, он садился перед алтарем ками и после молитвы брал оттуда столько, сколько считал нужным.

9 февраля 1948 года Министерство образования дало разрешение на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзё в Токио был переименован во «Всемирный Центр Айкидо».

В 1953 году Коичи Тохэя отправляют на Гавайи для создания филиала Айкидо.

1956 год можно назвать годом международного признания айкидо. Множество новых залов открывались по всей Японии, айкидо изучали в университетах, правительственных учреждениях, на предприятиях.  По мере своих сил и возможностей Морихэй Уэсиба продолжал лично участвовать в демонстрационных мероприятиях и даже снялся в документальном фильме, где показывал технические приемы.

техники Айкидо

Морихэи Уэсиба демонстрирует техники Айкидо

7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихэя Уэсибы боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзё, торжественное открытие которого состоялось 12 января 1968 года.

Морихей Уэсиба умер 26 апреля 1969 года и был захоронен в семейном склепе Уэсиба на кладбище Танабэ, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе. После его смерти главой айкидо стал сын основателя — Киссемару Уэсиба. Благодаря большому количеству талантливых учеников, искусство Морихэя Уэсибы распространилось по всему миру. В настоящее время существуют десятки различных направлений айкидо и тысячи клубов во многих странах мира.